Пауль клее википедия: Центр Пауля Клее — Википедия
Центр Пауля Клее — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Центр Пауля Клее — музей и выставочный центр, основную экспозицию которого составляют произведения Пауля Клее. Музей находится в Берне, неподалёку от места, где похоронен Клее[1].
Изначально идея создания музея принадлежала внуку художника Александру Клее. В 1997 г. Ливия Клее-Майер, невестка Пауля Клее, преподнесла в дар городу около 700 работ художника. Осуществление проекта стало возможно благодаря пожертвованиям Мориса Эдмона Мюллера и его жены Марты Мюллер[2].
Необычное по форме здание Центра создано по проекту итальянского архитектора Ренцо Пиано. Согласно его замыслу, здание представляет собой «ландшафтную скульптуру»: его плавные линии повторяют очертания поросших лесом холмов на заднем фоне и гармонично вписываются в окружающий пейзаж[1]. Из-за того, что картины Клее чувствительны к свету, основная часть комплекса располагается под землёй. При строительстве здания с площадки было вывезено 180000 кубометров грунта и завезено около двух тонн стальных конструкций и 10000 кубометров бетона
Торжественное открытие центра состоялось 20 июня 2005 г.
В Центре экспонируются около 4000 картин, акварелей и рисунков Пауля Клее[3]. Часть из них ранее выставлялась в Музее изобразительных искусств Берна, но с открытием Центра появилась возможность представить зрителю несравненно большее количество работ. Тем не менее, выставочная площадь Центра не позволяет демонстрировать всю коллекцию одновременно, поэтому экспозиция постоянно обновляется в рамках тематических выставок[4].
Центр Пауля Клее предлагает посетителям обширную культурную программу. Помимо обзорных и тематических экскурсий по музею, в неё входят разнообразные литературные и музыкальные мероприятия. Создатели Центра учли два важных аспекта творчества Клее — его связь с детским искусством и с музыкой — и отразили эти аспекты в концепции Центра. Так, при нём создан детский музей «Creaviva», который организует разнообразные мероприятия для юных посетителей; кроме того, музей имеет собственный музыкальный коллектив «Ансамбль Клее»
Примечания
Литература
- Renzo Piano. Zentrum Paul Klee, Bern: the architecture. — Hatje Cantz Publishers, 2006. — 159 p.
Ссылки
Клее П. Педагогические эскизы. — М., 2005
Педагогические эскизы / Пауль Клее ; Перевод с немецкого Н. Дружковой под редакцией Л. Монаховой; Предисловие Л. Монаховой. — Москва : Издатель Д. Аронов, 2005. — 71 с., ил. — ISBN 5-94056-011-3
Книга всемирно известного художника, теоретика и педагога Пауля Клее представляет собой тезисы, снабженные авторскими рисунками и схемами, теоретического курса, который он вел в Баухаузе в 1920-е годы. Настоящее издание по возможности сохранило стилистику оригинального издания 1925 года, адаптировав ее к русскому переводу.
«Педагогические эскизы» Пауля Клее — первая из трех самых значительных книг знаменитой серии «Книги Баухауза» о современном искусстве и природе творчества, за которой последовали «Точка и линия на плоскости» Василия Кандинского и «Беспредметный мир» Казимира Малевича. Она публикуется на русском языке впервые, факсимильно сохраняя конструктивный полиграфический стиль раннего Баухауза, разработанный тогда специально для этой книги Ласло Мохой-Надем.
В «Педагогических эскизах» Клее изложил все главные принципы своего основного учебно-теоретического курса по формообразованию, который он читал в Баухаузе, придав им предельно концентрированный и даже афористичный вид, что было характерно для теоретических манифестов искусства того времени.
По отношению к самому Клее, одному из крупнейших художников-авангардистов XX века, создавшему свыше десяти тысяч живописных и графических работ и написавшему несколько тысяч страниц теоретических и педагогических текстов, эта книга является ключом для понимания всего его творческого наследия.
«Педагогические эскизы» и теория искусства Пауля Клее
Творческое наследие Пауля Клее наряду с произведениями изобразительного искусства включает в себя, пожалуй, равные им по объему и значимости тексты художника.
«Педагогические эскизы» были написаны Клее в первые годы его работы в Баухаузе и опубликованы в 1925 году в знаменитой и раритетной теперь серии «Bauhausbücher». Эта книга, как и несколько близких к ней по времени статей
Основная же часть, как оказалось, огромного рукописного наследия Клее, а это, в первую очередь, его «Дневник»2, который он вел в течение двадцати лет, начиная с 1898 по 1918 годы, т.е. практически на протяжении всего периода своего становления как художника, его многочисленные письма3, а также более трех тысяч листов подготовительных материалов к его занятиям со студентами, стала планомерно издаваться только со второй половины XX века, когда Клее уже не было в живых.
Исследования текстового наследия Клее, который стал в эти годы, судя по обилию самых различных публикаций о нем, одним из самых изучаемых художников XX века, привели к появлению двух томов с изложением теоретических размышлений художника, где издателям удалось собрать воедино все, что было написано Клее о природе изобразительной формы и художественного образа. Первый из томов, вышедший в 1956 году, назывался «Изобразительное мышление» («Das bildnerische Denken» — в немецком издании, или в переводе на английский язык «The Thinking Eye» — «Думающий глаз»)
Вести записи своих впечатлений, фиксировать мысли об искусстве было вообще характерно для художников начала XX века. Неудовлетворенность методикой обучения с ее системой внешнего, пассивного штудирования натуры, желание выйти за ее пределы заставляло в те годы большинство молодых художников разных стран быстро покидать различные «академии». Проведя несколько семестров в той или иной из них, они отправлялись затем в «свободное плавание» по частным учебным студиям, сбивались в многочисленные группировки и самостоятельно знакомились с мировой культурой, проходя свои, в основном, итальянские, немецкие или французские «университеты».
Тяга к слову в условиях самообразования, через которое прошел и Клее7, была естественной потребностью в саморефлексии и постоянном переосмыслении своих наблюдений в устойчивые понятийные блоки уже собственных позиций в искусстве. Но даже в этой типовой ситуации Клее заметно превзошел всех остальных в пристрастии к дисциплине каждодневных записей непрерывных размышлений о природе и особенностях творчества, которые он вел синхронно с занятиями искусством. Его дневник и письма превратились в нечто подобное непрерывной «кардиологической» ленте, фиксируя в словесных образах развитие постоянно пульсирующих в сознании художника мыслей по поводу изобразительного языка искусства
Без всей этой логики развития Клее, без объемного материала его «Дневника», записей и всех других форм словесного фиксирования мыслей художника, теперь уже изученного, пронумерованного и сформированного исследователями в фолианты его теоретических трудов, трудно представить возможность появления «Педагогических эскизов», которые не могли бы состояться без его общей концепции относительно природы искусства, логики и механизма создания произведения.
Уже первая статья Клее, появившаяся в сборнике «Schöpferische Konfession» («Творческое кредо»), где он впервые заявил о себе как о теоретике современного искусства со своим пониманием процесса создания произведения, стала сенсацией9. Фраза, с которой она начиналась, «Искусство не воспроизводит видимое, а делает видимым» (это — в буквальном переводе, а в смысловом, возникающем в контексте всей статьи, — «искусство не воспроизводит видимое, а создает его») заставила воспринимать ее как манифест современного искусства, как именно то, что отражало суть изменений во взгляде на природу искусства. Переведенная затем на многие языки мира, она была сравнима по значимости, пожалуй, только с тем, что открывал для мировосприятия людей XX века «Черный квадрат» Казимира Малевича, и не случайно она стала одной из важнейших в понимании особенностей художественного мышления в изобразительном искусстве новейшего времени.
Статья Клее 1920 года обратила на себя внимание не только своей первой фразой. Ему удалось показать, что создание собственной реальности картины — это объективный процесс. Клее провел в статье детальный разбор самых разных моментов, благодаря которым произведение приобретает качество новой реальности. Согласно Клее, «формальными элементами, с которых все начинается, являются точки, линейные, плоскостные и пространственные явления, которым надлежит входить в основной состав произведения… Это не следует понимать таким образом, что произведение обязано состоять сплошь из элементов. Элементы должны дать в итоге формы, только не принося при этом себя в жертву. Сохраняя самих себя…»
Начав с основного «состава произведения», Клее смог последовательно раскрыть весь процесс его усложнения, показать, как линия приобретает в общей композиции значение меры, цвет — определяет качество, а тон — вес. Как идет перегруппировка элементов, как они влияют друг на друга, заставляя менять их параметры, как разделяется на части и восстанавливается целое, как достигается художественная полифония и общая гармония посредством баланса движения, как решаются «все эти высокие вопросы формы, имеющие решающее значение для формальной премудрости…»
Теория Клее вообще поразила своей необычностью. За ней стоял не столько теоретик с развитым логическим и отвлеченно-умозрительным мышлением, сколько прежде всего художник, сила которого — в умении наблюдать за тем, как создается произведение. Благодаря привычке Клее вести каждодневные записи своих аналитических размышлений его теория стала результатом постоянно идущих в сознании художника наблюдений и почти лабораторных исследований непосредственно своего личного опыта. Его привычка последовательно, шаг за шагом отмечать все трансформации, идущие в произведении, и даже параллели между мыслями художника и нюансами в изменении форм, позволила ему совершенно особым языком заговорить об искусстве и увидеть то, чего не видели раньше, ввести в искусство такое существенное понятие как «генезис». Он сделал это почти гениально просто, предлагая читателю мысленно проследить, как художник набрасывает пейзаж, развертывая действие в пространстве и времени: «Вот он ставит точку и от нее начинает движение. Появляется линия. Немного погодя линия останавливается, как человек, переводящий дыхание. Линия прерывается, иногда не один раз. Потом — как бы быстрый взгляд назад, насколько далеко мы уже продвинулись (короткое линейное движение в противоположном направлении). Художник мысленно оценивает путь туда и оттуда (возникает узел линий). Потом рисуется пересекаемое нами препятствие — река (волнообразное движение). Дальше сверху — мост (наносится ряд дуг)… За ними поле (плоскость, заштрихованная линиями)… Благодаря такому обогащению формальной симфонии неисчислимо возрастают возможности вариаций и, тем самым, идеальные возможности выражения…» Становится понятно, почему Клее пишет дальше, что произведение изобразительного искусства «строится фрагмент за фрагментом, ничуть не иначе, чем дом».
Аналитический склад ума Клее позволял ему фиксировать развитие формы в пространстве и времени: «Точка, становясь движением и линией, требует времени. Равным образом это относится и к видоизменению линии в плоскость. И то же самое требуется при переходе плоскостей в пространство… движущаяся точка, создавая линию, творит форму. Форма — это не результат, а генезис. Искусство существует по тем же законам, что и все мироздание… Движение и во Вселенной есть данность. Покой на Земле есть случайное торможение материи. Считать эту остановку первичной — заблуждение. Генезис «Писания» — это превосходная притча о движении. Так же и произведение искусства в первую очередь есть генезис, оно никогда не переживается как продукт… Художественное произведение возникло из движения, само есть фиксированное движение и воспринимается движением глазных мускулов… Движение лежит в основе всякого становления».
Программный разрыв Клее с традициями натуралистической школы, заявленный им в этой статье, был подобен взрыву. Ее текст был целиком перепечатан в одной из первых прижизненных монографий о Клее, вышедшей в том же 1920 году10. В художественных кругах, среди коллег и творческой интеллигенции, высказанные им положения настолько заставили сосредоточиться на личности Клее, что он стал приобретать ореол лидера новейшего искусства. Вообще по складу характера, по особой вдумчивости и обстоятельности суждений Клее принадлежал к тому типу художников, которые всегда умели вызывать к себе уважение. Его авторитет среди коллег был абсолютным со времен его юности. Еще в годы «итальянского самообразования», как отмечают многочисленные исследователи его жизни и творчества, он обращал на себя внимание особой точностью суждений по поводу старого и нового искусства. Клее вообще отличало уважительно-внимательное отношение к творчеству коллег-художников, вызывая, в свою очередь, те же ответные чувства с их стороны. Это были Пикассо, Брак, Делоне, Арп и особенно Кандинский, с которым впервые Клее встретился во время учебы в Мюнхенской Академии художеств, потом в «Синем всаднике» и, наконец, несколько лет они вместе работали в Баухаузе. И были даже соседями в одном из двухквартирных домов-мастерских, выстроенных в Дессау для преподавателей Баухауза, и почти ежедневно устраивали музыкальные вечера, Клее играл на скрипке, а Кандинский — на рояле. Несмотря на то, что внешне Клее казался постоянно сосредоточенным в себе, что так и было на самом деле, у него было много друзей, он любил общаться, писать письма, приводить в свою мастерскую студентов, при этом всегда много и интересно говорил об искусстве.
Популярность Клее стала, можно сказать, исключительной уже сразу после окончания Первой мировой войны. В Германии и Швейцарии прошло тогда большое количество его выставок. Среди которых особое впечатление произвела его персональная выставка, устроенная в 1920 году в галерее Гольца в Мюнхене, где было представлено сразу 362 работы художника.
Клее становился интригующей фигурой времени. Появившаяся несколько позднее, в 1921 году, популярная книга о нем, написанная известным немецким литератором Вильгельмом Хаузенштейном, который сумел увлекательно и просто рассказать о трудно поддающихся словесному описанию работах художника и дал множество биографических подробностей из его жизни, привлекла внимание даже самой широкой публики к загадочной личности Клее11.
Его широкая популярность и признанное теоретическое лидерство привели к тому, что Клее стали активно приглашать преподавать. Хотя преподавание не входило в планы художника и он не думал об этом, но все же в 1908 году у него был небольшой опыт работы в качестве ассистента рисовального класса в «Учебно-экспериментальных мастерских прикладных и свободных искусств» в Мюнхене. В его «Дневнике» даже появилась запись о том, что «рисуют прилежно и уверенно. Но вопрос — достаточно ли этого. Так что подумать об этом небезынтересно»12. В 1918 году его пытались пригласить в одну из художественных школ в Берлине. А в 1920 году ему пришлось выбирать — идти ли преподавать в Штутгартскую Академию художеств, где его мечтала видеть студенческая молодежь в надежде, что Клее взорвет рутинную ситуацию академического преподавания, или принять приглашение из нового, авангардного по духу Баухауза, подписанное сначала всеми ведущими преподавателями, а затем официально полученное от Гропиуса, который писал ему: «Весь этот год я намеревался отправить Вам специальное приглашение. Сообщаю, если Вы не в курсе, что мы уже начали работать и отбросили всякие сомнения. Студенты с нетерпением ожидают Вашего согласия приехать: Вас здесь очень любят. Так что мы надеемся на Ваше скорейшее — Да!»13. И Клее сделал этот решительный шаг.
Хотя официально он был приглашен в Баухауз в ноябре 1920 года, но приступил к занятиям только с апреля 1921 года, используя этот временной люфт для детального обдумывания структуры Баухауза и общего состава курсов, предложив даже свою, альтернативную модель его организации.
Хотя практическая задача школы заключалась в подготовке художников для промышленности и архитекторов (слово дизайнер тогда еще не было в ходу в немецком языке), все сосредоточилось, особенно в первые годы Баухауза, на проблемах формирования нового визуального мышления. Что и было, как сейчас это можно понять, причиной приглашения в Баухауз наиболее радикально настроенных реформаторов станкового искусства и архитектуры. Это был и сам Гропиус как ведущий представитель идей немецкого функционализма, и Иоганнес Иттен с его собственной теорией формы и цвета, и Василий Кандинский, создавший свой знаменитый теоретический труд «Точка и линия на плоскости» именно в стенах Баухауза, и Оскар Шлеммер с его идеями «механического балета», и венгерский конструктивист Ласло Мохой-Надь… Да и само слово «Баухауз» в названии школы имело не только конкретное значение «Дома строительства», но и более широкий смысл — строительства новой системы проектного мышления.
Каждый из пришедших в Баухауз художников начал вести собственный курс. Преподавание поневоле заставляло их придирчиво отнестись к своим взглядам, начать заново осмысливать их, анализировать и что-то додумывать уже с позиций формирования универсальных профессиональных знаний. Личный опыт каждого выходил на уровень всеобщего обозрения. И это было большим испытанием. Баухауз сыграл роль катализатора в формировании новых идей, потребовал определенной упорядоченности взглядов, заставляя каждого в чем-то изменить характер деятельности и даже в какой-то мере превзойти самого себя. Художники приняли эти условия.
Для появления будущих «Педагогических эскизов» Клее важно было созревание самой концепции художника в его отношении к натуре и принципам ее визуальной трактовки, которые он провозгласил в уже упомянутой статье 1920 года. Дальнейшее развитие эти идеи получили в его программной статье «Пути изучения натуры»,14 написанной для каталога первой отчетной выставки Баухауза в Веймаре 1923 года, в которой эмпирические наблюдения за процессом рождения произведения уже были осмыслены Клее в виде целостной системы взаимодействия художника с окружающим его миром.
Обращение Клее, казалось бы, к самой традиционной теме отношения художника к натуре, объяснялось не только тем, что именно с натурных штудий начиналось обучение в любой художественной школе, в том числе и в Баухаузе, и они были обязательными для всех. Отношение художника к натуре было для Клее основным в развитии его концепции искусства. Он был убежден, что искусство существует и развивается «по тем же законам, что и все мироздание». Это было отправной точкой его теоретических взглядов. Поэтому ему сразу же удалось максимально укрупнить масштаб подхода к натуре до обобщенного его понимания как природы и мироздания в целом и изменить принятую в течение многих поколений практику обычных натурных штудий. А главное — создать свою программу обучения, на основе которой возникли его «Педагогические эскизы».
П. Клее. Идея и структура обучения в Государственном Баухаузе
Клее начал свою статью, как и раньше, с яркого, программного заявления: «Встречаясь один на один с натурой, художник не может выйти за пределы единства с ней. Художник — человек, он сам — природа и часть природного пространства». Процесс контактирования художника с натурой был представлен им теперь в концептуальной графической схеме в виде круга, где слева было дано условное изображение глаза как общего понятия «субъекта» восприятия — «Я» (художник), а справа от него располагался «объект» восприятия — «ТЫ», вызывающий зрительное впечатление. Художник и объект соединялись между собой стрелой, которую Клее обозначил как оптико-физический путь, порождающий некую видимость (слово «видимость» в схеме Клее было повторено дважды). Такая связь, согласно Клее, природно элементарна и испытывает воздействие только фильтра воздуха и законов оптического восприятия.
Концептуальная схема к статье «Пути изучения натуры». Каталог выставки Баухауза. 1923
Но на художественно-образное восприятие объекта воздействуют и неоптические представления о нем. Объясняя их природу, Клее связал глаз художника и объект условно изображенным земным шаром, помещенным внизу круга, что символизировало их общее тактильно-чувственное происхождение и было обозначено словом «ЗЕМЛЯ». Через центр «земного начала» к глазу устремлялась другая стрела, названная «неоптический путь», объединяющая художника и натуру в их естественно-природной общности.
Сверху от «объекта» Клее направил к глазу третью стрелу, проходящую через внешний мир, и назвал ее «не-оптический путь космического единения», или «МИР», трактуя его как умозрительно-духовное восприятие. И, наконец, в самой левой части схемы Клее наметил четвертый, всеохватывающий «метафизический путь», определяя им творческий характер деятельности художника. Он должен был отражать исторически накопленный жизненный опыт людей и психологические особенности ощущений каждого человека в отдельности.
Поясняя схему в целом, Клее писал: «Нижний путь проходит через область статического и порождает статические формы, а верхний путь — через область динамического. На нижнем пути, гравитационно тяготеющем к центру земли, решаются проблемы статического равновесия, которые можно выразить словами «держится, хотя есть все возможности упасть». На верхнем — возникает желание преодолеть земное тяготение и устремиться в свободное движение, не связанное ни с чем в его свободном порыве. Соединяясь в глазу художника и формируя образ объекта, они приводят к синтезу внешнего его восприятия и внутреннего представления о нем. И хотя рукотворное произведение художника кардинально отличается от натуры, однако в синтезе представлений о ней вполне ей соответствует… Путь простого созерцания, соотнесенный с путями выявления естественно-природных закономерностей натуры в ее взаимосвязи с общим восприятием мира, в результате создает самоценно существующий образ, а само произведение приобретает качество новой вещественности».
Подготовительные материалы Пауля Клее к теоретическому курсу в Баухаузе. Лист 24
Для Клее закольцованная в единое целое система, в которой человек является не только ее неотъемлемой частью, но и волевым началом, способным изменить движение в пространстве и времени, стала той необходимой для художника матрицей, которая может дать истинное видение происходящего в природе, сохраняя личностное начало в работе художника с формой.
Помимо статьи в каталоге Клее показал на выставке Баухауза 1923 года, в специальном разделе новых методик обучения, большие схемы-таблицы, которые наглядно сопровождали и дополняли его текст. Впоследствии эти таблицы стали не просто основным иллюстративным, а по сути дела главным структурирующим материалом его будущих «Педагогических эскизов».
В результате все, что успел сделать Клее к тому времени в Баухаузе, было настолько убедительным в своей заявке на новую концепцию творческого процесса, что Гропиус предложил ему не откладывая подготовить и издать свой курс отдельной книгой в запланированной уже тогда серии «Bauhausbücher».
Но работа над этим изданием затянулась, поскольку общая программа школы вызвала резкое противодействие со стороны местных властей, так что Баухаузу пришлось переехать из тихого классического Веймара в пригород развивающегося промышленного центра Германии — Дессау и строить все заново.
Подготовительные материалы Пауля Клее к теоретическому курсу в Баухаузе. Лист 55
В промежутке между появлением статьи «Пути изучения натуры» и выходом в свет «Педагогических эскизов» Клее выступил в начале 1924 года в Иене с большим докладом о принципах современного искусства в связи с проходившей там художественной выставкой, где были и его произведения15. Его выступление перед всеми желающими его услышать прямо в выставочном помещении было для Клее своеобразной акцией «хождения в народ». Клее понимал, что его теория, как и его искусство, из-за своей новизны трудны для восприятия и хотел быть понятым. «Будучи художником, — начал он, — я несколько беспокоюсь, что могу с помощью слов объяснить то, что мне как художнику понятно. Но утешаю себя мыслью, что мои слова не будут для вас отвлеченными, а поддержат и сфокусируют, может быть, несколько расплывчато, впечатления, которые вы получили от моих работ».
Учитывая специфику присутствовавшей на его докладе публики, еще не имевшей опыта общения с авангардным искусством, Клее отмечал: «Поскольку большинство из вас более обращает внимание на содержание произведений, я, следовательно, не могу не сказать несколько слов о форме. И постараюсь раскрыть суть работы художника. Создание произведения искусства… должно по необходимости, в результате вторжения в область специфических измерений изобразительного искусства, сопровождаться изменением природных форм». Понятие «измерение» у Клее означало самые разные формальные средства, которыми пользуется художник при создании произведения, — такие как «линия, тон, цвет, так и более сложные структурные образования в языке форм, куда входят понятия композиции, ассоциации, образов и т.д.». Любая комбинация измерений, — объяснял Клее, — «будет иметь свое собственное конструктивное выражение, каждая фигура — свое лицо, свои особенности… так художники обычно приходят к тому, что выглядит как произвольная „деформация“ природных форм… В то время как художник прилагает все свои усилия для того, чтобы сгруппировать формальные элементы просто и логично, чтобы каждый был на своем месте и не дисгармонировал с другими, зритель, стоя за его спиной, обычно произносит тривиальную фразу: „но это совсем не похоже на лицо!“ Художник, если его нервы дисциплинированы, думает про себя: „к черту лицо! Я должен сделать свое построение!“»
Клее старался убедить своих слушателей в том, что у художника картина постепенно проходит через большое количество «измерений» и настолько важных, что «совсем непросто прийти к концепции целого, состоящего из частей, принадлежащих различным измерениям. И не только природа, но также и искусство, как ее трансформированный образ, является целым». В результате «объекты в картинах смотрят на нас, спокойно или возбужденно, напряженно или расслабленно, приветливо или угрожающе, печально или улыбаясь»16.
Клее подчеркивал, что художник «не придает такого значения природной форме, как это делают многие приверженцы прямого следования натуре,.. для него эти окончательные формы не являются реальным материалом процесса природного созидания. Так как он больше ценит формирующие силы, нежели собственно завершенные формы… Чем внимательнее он всматривается [в природу— Л. М.], тем больший отрезок времени он в состоянии охватить взглядом от настоящего в прошлое и тем большее впечатление на него производит такой единственно существенный образ собственно творчества как генезис, значащий больше, чем образ природы как завершенный продукт».
В разговоре со слушателями Клее стремился также «пролить некоторый свет на такие элементы творческого процесса, которые в продолжение работы над произведением имеют место в подсознательном», чему уделял особое внимание и в чем видел не случайность, а результат умения художника видеть и понимать окружающий мир во всем единстве его проявлений, как это он уже показал в статье «Пути изучения натуры». Сам Клее несомненно обладал обостренной творческой интуицией, позволяющей не только понимать ход современных событий, но даже предчувствовать будущее, что не раз проявлялось у него и в большом, и в малом, в том числе в его реакции на менявшуюся политическую ситуацию 1933 года. Именно ему принадлежит произнесенная им тогда знаменитая фраза: «Господа, в Германии запахло трупами».
Но вернемся в Иену 1924 года. Клее заканчивал доклад словами: «То, что исходит из первоисточника, независимо от его названия — мечта, идея, фантазия — может быть серьезно воспринято только в том случае, если оно связано с… творческими средствами, формирующими произведение… Среди художников, особенно среди молодых, одно побуждение постоянно обретает почву, — побуждение к культуре творческих средств, их постоянному культивированию и использованию в чистом виде».
Готовя к изданию книгу «Педагогические эскизы», Клее обращался именно к молодому поколению художников. По своему содержанию, характеру текста и манере изложения она не похожа ни на одну из теоретических работ Клее, написанных им как до, так и после нее. Схемы, почти чертежные рисунки на каждой странице, предельно краткий текст, напоминающий подрисуночные подписи, создают впечатление, что ты держишь в руках нечто из области геометрии, физики или, во всяком случае, публикацию какого-то естественно-научного исследования17. И только постоянно попадающиеся слова — линия, плоскость, перспектива, ритмы, деления, пропорции, цвет и, наконец, понятия композиции и движения — убеждают, что эта книга написана художником — для художников.
Теория искусства Клее в таком виде, как она предстает в «Педагогических эскизах», отличается от классических трактатов художников и неожиданна для наших представлений о теории искусства, которую трудно воспринимать, если нет погружения непосредственно в материал искусства. Клее же выстраивает свою теорию принципиально вне этих параметров и по типу мышления стоит здесь ближе к Кандинскому и к его классическому теоретическому произведению «Точка и линия на плоскости», изданному в 1926 году в Баухаузе, в той же серии «Bauhausbücher», в которой вскоре появилась еще и книга «Беспредметный мир» Малевича (1927 год).
Неожиданность содержания этой работы Клее, по отношению к которой можно было бы употребить понятие «изобразительной механики», введенное Клее (он планировал даже издать в дальнейшем в Баухаузе книгу с тем же названием), предельный лаконизм и сам характер изложения, где слово сопровождается изображением, превращаясь в непрерывное визуально-словесное размышление, вызывают, конечно, много вопросов. Но все объясняется, когда начинаешь понимать, что для Клее важно было уже не просто рассказать о процессе рождения произведения, сколько изменить точку зрения в восприятии видимых форм, научить понимать изнутри их логику жизни и подчиненность всеобщим природным закономерностям с тем, чтобы художник мог уже не пассивно повторять их, а создавать свою реальность. Отсюда и необычность почти естественно-научного стиля изложения «Педагогических эскизов», погруженных в проблемы природной механики, изложения напряженного, почти тезисного, предельно концентрированного и далеко не эскизного, как это заявлено в названии книги. Так что приходится только удивляться, как этот мягкий, сверхинтеллигентный и сверхобразованный человек (Клее был также дипломированным филологом и профессиональным музыкантом), запечатленный на большинстве фотографий с лежащей где-нибудь рядом кошкой, вдруг стал непримиримым радикалом, буквально диктующим жесткую методику отработки нового видения в отношении предметных проявлений формы.
Название, которое Клее выбрал для своей работы, было далеко не случайным и не формальным. Задача, которую он ставил перед собой, во м
Тарковский. Пауль Клее. Художественный смысл.
Тарковский. Пауль Клее. Художественный смысл.
С. Воложин.
Тарковский. Пауль Клее.
Художественный смысл.
Преодолел смерть. Но это уже перед нами Арсений Тарковский, а не Пауль Клее. – Слава бессмертию, Вечности, вне времени и смерти! |
Арсений Тарковский.
Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад.
Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением “Пауль Клее” (1957).
Жил да был художник Пауль Клее Где-то за горами, над лугами. Он сидел себе один в аллее С разноцветными карандашами, Рисовал квадраты и крючочки, Африку, ребенка на перроне, Дьяволенка в голубой сорочке, Звезды и зверей на небосклоне. Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и воды, Он хотел, чтоб линии и пятна, Как кузнечики в июльском звоне, Говорили слитно и понятно. И однажды утром на картоне Проступили крылышки и темя: Ангел смерти стал обозначаться. Понял Клее, что настало время С музой и знакомыми прощаться. Попрощался и скончался Клее. Ничего не может быть печальней! Если б Клее был намного злее, Ангел смерти был бы натуральней, И тогда с художником все вместе Мы бы тоже сгинули со света, Порастряс бы ангел наши кости! Но скажите мне: на что нам это? На погосте хуже, чем в музее, Где порой вы бродите, живые, И висят рядком картины Клее — Голубые, желтые, блажные… |
Только-только развенчан культ личности Сталина, реабилитированы и выпущены из лагерей тысячи жертв репрессий. А Арсения Тарковского это не впечатляет. Благие намерения – злыми оказываются. (Как факт, это развенчание через 30 с небольшим лет обернулось такой разрухой в стране, такой волной смертности, что такого не было со времён батыйского нашествия. То же, собственно, было и с его отцом, народовольцем, отказавшимся от своих убеждений. Ленинцы пошли своим, не народовольческим, путём. И – не только гражданская война, но и впоследствии – сталинщина.)
Было от чего опустить руки Арсению Тарковскому. И он воспел отсутствие намерений по отношению к материальному миру, какой он ни есть, пусть на вид он будет даже и благой: “Как кузнечики в июльском звоне”. Как Пауль Клее. Тот в 1905 году написал:
“Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы” (http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0029.shtml).
Арсений Тарковский, наверно, это высказывание читал, вот и перефразировал его касательно кузнечиков в июле: “Он хотел, чтоб линии и пятна, / Говорили слитно и понятно”.
А скажите, это у Тарковского Клее гармонию описал?
Да. Но гармонию больше, чем жизни, а – со смертью включительно. Потому и перебив в этом же стихе: “И однажды утром на картоне”. – Обрыв фразы. – Обрыв жизни…
И не нужно этому противоречить, сопротивляться как-то. Такова жизнь: она со смертью.
Бессильный человек, этот Клее.
Или в этом-то и его сила? Он же закон природы постиг. И запечатлел. Тем преодолел смерть: “И висят рядком картины Клее — / Голубые, желтые, блажные…”
Но это уже перед нами Арсений Тарковский, а не Пауль Клее. – Слава бессмертию, Вечности, вне времени и смерти! Не земным благим намерениям-коллективизму, а надземным, над Добром и Злом… Индивидуализму.
Арсений Тарковский – ницшеанец.
Зазубрил ли ты, переводчик, Арифметику парных строчек? Каково тебе по песку Волочить старуху-тоску? Ржа пустыни щепотью соды Ни жива шипит, ни мертва. Ах, восточные переводы, Как болит от вас голова. |
Арсений Тарковский – ницшеанец, сумевший сбросить с себя переводческое ярмо, под которым он жил при сталинщине, и вырвавшийся, — пусть и под конец жизни, — на Свободу.
(Потому – яблоко от яблони недалеко падает – и сын его, Андрей Тарковский, такой же. Только отец чувствовал себя одним в поле воином, а с сыном было много единомышленников, целый коллектив индивидуалистов.)
Арсений Тарковский, конечно, переделал под себя Пауля Клее – в победителя, как и положено ницшеанцу. Но сам Клее, экспрессионист, обессиленность всё же коллективистов выражал (см. тут).
30 июля 2013 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/159.html#159
Клее, Пауль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2015; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2015; проверки требуют 2 правки. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Клее.Пауль Клее (нем. Paul Klee [kleː], 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Гражданин Германии, Клее родился, провёл значительную часть жизни и умер в Швейцарии.
Отец — немец, преподаватель музыки, мать — певица, от них страсть к скрипке и вокалу передалась сыну. С 1898 Клее учился живописи в Мюнхене, с 1900 — в Академии изящных искусств вместе с Кандинским. В Италии открыл для себя архитектуру и живопись Ренессанса (прежде всего — Микеланджело), в Мюнхене — Гойю, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна. В 1911 вошел в экспрессионистскую группу «Синий всадник», познакомился с Арпом. В 1912 в Париже встретился с Робером Делоне, увидел работы Пикассо, Руссо, Брака. Большое впечатление на художника произвела поездка в 1914 в Тунис; его работа с восточными мотивами близка аналогичным поискам Матисса. В 1915 познакомился с Р. М. Рильке. В 1916—1918 участвовал в Первой мировой войне, но служил далеко от фронта.
В 1920 году вышло издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее. В 1921—1930 годах он преподавал в Баухаусе. В 1925 году участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 году под давлением нацистов был вынужден отказаться от места профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию. Клее подал заявление о вступлении в гражданство этой страны, однако положительный ответ на запрос пришёл лишь после смерти художника.
В 1935 году большая экспозиция работ Клее прошла в Берне, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер. В 1937 году 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство». В 1940 году состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе.
Имя Пауля Клее носит выставочный центр в Берне.
Был похоронен в Лугано, через несколько лет урна с прахом перенесена на кладбище в Берне.
В наследие Клее входят около 9000 работ. Связанный с экспрессионистами, он тем не менее был близок таким мастерам, как Гойя, Блейк, Энсор, Мунк, французские сюрреалисты.
- The diaries of Paul Klee, 1898—1918/ Felix Klee, ed. Berkeley: University of California Press, 1964
- Педагогические эскизы. М.: Д. Аронов, 2005
- Wilhelm Hausenstein. Kairuan oder eine Geschichte vom Maler Klee und von der Kunst dieses Zeitalters. München, 1921
- Klee : a Study of his Life and Work / G. Di San Lazzaro; transl. from the italian by Stuart Hood. — London: Thames and Hudson, 1957
- Klee F. Paul Klee, his life and work in documents. New York: G. Braziller, 1962
- Klee / text by Marcel Marnat. — New York : Leon Amiel Publisher, 1974.- ISBN 8148-0589-2
- Kagan A. Paul Klee/art & music. Ithaca: Cornell UP, 1983
- Franciscono M. Paul Klee: his work and thought. Chicago: University of Chicago Press, 1991
- Ferrier J.L. Paul Klee. Paris: Terrail,1999
- Paul Klee: Leben und Werk/ Jürgen Glaesemer (Hrsg.). Stuttgart: Hatje Cantz, 2001.
- Anger J. Paul Klee and the decorative in modern art. Cambridge; New York: Cambridge UP, 2004
- Porter Aichele K. Paul Klee, poet/painter. Rochester: Camden House, 2006
- Шевалье Д. Пауль Клее. М.: Слово, 1991
- Парч С. Пауль Клее. М.: Арт-Родник; Taschen, 2004
- Антонен Арто. Живописец мысли. Анри Мишо Приключения линий// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.37-38, 66-71.
definition of Клее,_Пауль and synonyms of Клее,_Пауль (Russian)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Пауль Клее | |
Paul Klee | |
Дата рождения: | 18 декабря 1879(1879-12-18) |
---|---|
Место рождения: | Мюнхенбухзее, под Берном |
Дата смерти: | 29 июня 1940(1940-06-29) (60 лет) |
Место смерти: | Локарно |
Пауль Клее (нем. Paul Klee [kleː], 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Прожил больше половины жизни в Швейцарии
Биография
Отец — немец, преподаватель музыки, мать — певица, от них страсть к скрипке и вокалу передалась сыну. С 1898 Клее учился живописи в Мюнхене, с 1900 — в Академии изящных искусств вместе с Кандинским. В Италии открыл для себя архитектуру и живопись Ренессанса (прежде всего — Микеланджело), в Мюнхене — Гойю, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна. В 1911 вошел в экспрессионистскую группу «Синий всадник», познакомился с Арпом. В 1912 в Париже встретился с Робером Делоне, увидел работы Пикассо, Таможенника Руссо, Брака. Большое впечатление на художника произвела поездка в 1914 в Тунис, его работа с восточными мотивами близка аналогичным поискам Матисса. В 1915 познакомился с Р. М. Рильке. В 1916—1918 участвовал в Первой мировой войне, но служил далеко от фронта.
В 1920 вышло издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее. С 1920 по 1930 он преподавал в Баухаусе. В 1925 участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 под давлением нацистов был вынужден отказаться от места профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию. В 1935 большая экспозиция работ Клее прошла в Берне, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер. В 1937 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство». В 1940 состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе.
Был похоронен в г. Лугано, через несколько лет урна с прахом перенесена на кладбище в Берне.
Творчество
В наследие Клее входят около 9000 работ. Связанный с экспрессионистами, он тем не менее был близок таким мастерам, как Гойя, Блейк, Энсор, Мунк, французские сюрреалисты. Вместе с тем, он чрезвычайно интересовался творчеством аутсайдеров — душевнобольных, примитивистов-самоучек.
Пауль Клее в культуре
Стихотворение Арсения Тарковского:[1]
Пауль КлееЖил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами,Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и воды.Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картонеПроступили крылышко и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С Музой и знакомыми прощаться.Попрощался и скончался Клее.
Ничего не может быть печальней.
Если б Клее был немного злее,
Ангел смерти был бы натуральней.И тогда с художником все вместе
Мы бы тоже сгинули со света,
Порастряс бы ангел наши кости.
Но скажите мне: на что нам это?На погосте хуже, чем в музее,
Где порой слоняются живые,
И висят рядком картины Клее —
Голубые, желтые, блажные…1957
Тексты о художнике
- The diaries of Paul Klee, 1898—1918/ Felix Klee, ed. Berkeley: University of California Press, 1964
- Педагогические эскизы. М.: Д. Аронов, 2005
Литература о художнике
- Klee F. Paul Klee, his life and work in documents. New York: G. Braziller, 1962
- Kagan A. Paul Klee/art & music. Ithaca: Cornell UP, 1983
- Franciscono M. Paul Klee: his work and thought. Chicago: University of Chicago Press, 1991
- Ferrier J.L. Paul Klee. Paris: Terrail,1999
- Paul Klee: Leben und Werk/ Jürgen Glaesemer (Hrsg.). Stuttgart: Hatje Cantz, 2001.
- Anger J. Paul Klee and the decorative in modern art. Cambridge; New York: Cambridge UP, 2004
- Porter Aichele K. Paul Klee, poet/painter. Rochester: Camden House, 2006
- Шевалье Д. Пауль Клее. М.: Слово, 1991
- Парч С. Пауль Клее. М.: Арт-Родник; Taschen, 2004
- Антонен Арто. Живописец мысли. Анри Мишо Приключения линий// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.37-38, 66-71.
См. также
Ссылки
Примечания
paul klee — ekşi sözlük
tanımlaması zor bir sanatçı. primitif sanat, kübizm, sürrealizm kulvarlarının temizci koşucusu, çizgi insanı.
isviçreli ressam ve grafik sanatçısı. afrikaya yaptığı bir gezi, renk anlayışı üzerine büyük etkiler yapmıştır. paris’te açılan ilk gerçeküstücü sergiye eser vermiş, kübizmi benimseyen çalışmalar yapmıştır.
Чок Рахат би Адамдир Пауль Клее.kandinsky’nin etkisinde kaldığı söylenir. süper biridir bana göre.
erken dönem çalışmaları arasında «догматическая композиция», «в стиле Баха», «фуга в красном», «пастораль (ритмы)», «ноктюрн для рожка» gibi müzik temalı eserleri vardır. 1915’te theodor däubler, klee’nin değerli bir müzik adamı olduğunu ve tıpkı müzikte olduğu gibi, resimlerinin ее köşesini farklı tonlarla doldurarak yansıttığını yazar.
klee deyince aklıma çizginin serüveni geliyor. resimleri için çizgisel (hepsi değil), hafif şematik, çocuksu, soyutlamacı ile tam soyut arasında gidip gelen, lirik gibi nitelikler söylenebilir. tüm bu özellikleri olumlu anlamlarında kullanıyorum. Benim en sevdiğim ressamların başında gelir. hiçbir akıma uymamıştır. bauhaus okulunun en önemli öğretmenlerinden biridir. бу окул 20. yüzyıldaki tasarım olayının başlangıcını oluşturmuştur.tü kaka ilan edilen el sanatlarının da sanatsallıkla donanması gerektiğini hatırlatmış ве bunu uygulamaya koymuştur bu okul. picasso’nun çocuk gibi resim yapabilmek dediği yetenekten fazlasıyla vardı klee’de.
profesyonel müzisyen usta kemancı, iyi düşünülmüş renk, şekil ve çizgileri ile ruhun derinliklerine küflü bir bakış sağlar. resimleri çoşkun, doğal, düşünülmüş, анализ edilebilir ве etkilidir. ilkel şekilleri psikolojinin derinliklerinde simgesel ipuçlarıdır.
yaygın современный anlayışla akılcılığın peşinden sürüklenen teknolojik uygarlığın yıkıcılığı resimlerinin temasıdır..
Биография Пауля Клее — eBiografia
Пауль Клее (1879-1940) foi um pintor suo, naturalizado alemo, considerado um dos artistas mais originais do movimento expressionistado incio do sculo XX.
Пауль Клее, нашедший в Берне, Суа, no dia 18 de dezembro de 1879. Era filho de um Professor de msica do conservatrio de Berna e de uma cantora de pera.
Com sete anos comeou a estudar msica e logo aprendeu a tocar violino.Nessa poca j mostrava grande interesse e habilidades pela pintura e desenho. Mais tarde, включая rabiscos infantis em sua primeira exio.
Formao
Em 1898, Пауль Клее часто посещает ателье Генриха Книрра quando aprendeu desenho figurativo.
Em 1900, вход в Академию Мюнхена, где находится профессор Алемо Франс фон Штук и знакомый с стилем ар-нуво.
Em 1901 foi estudar na Itlia, em companhia do seu amigo e escultor Hermann Haller.Esteve em Roma, Florena e Npoles e se encantou com a arte renascentista.
De regresso a Berna continou suas atividades na msica e nas artes plsticas. Em 1905, passou 15 dias em Paris onde entrou em contato com a arte impressionist.
Nessa poca, desenvolveu diversos trabalhos inspirados nas obras de Van Gogh, Czanne e Matisse.
Em 1906, прибыл на экспорт из Берны, Зюрик и Базилей. Nesse mesmo ano, casou-se com a pianista Lily Stumpf, com quem teve um filho.
Obras
Em 1911, Paul Klee associou-se ao grupo artstico e litterrio O Cavaleiro Azul, formado por Franz Marc, Wassily Kandinsky, entre outros, que em 18 dezembro desse mesmo ano, realizou sua primeira exio em Munique.
Em 1912, Вдохновленный кубизмом и искусством абстракции, пришел к нам, как акварель, плидас и пейзажи, примитивы. So desse perodo as obras: Дома у гравийного карьера (1913 г.), в карьере (1913 г.) и Хаммаменте с мечетью (1914 г.).
Hauses Near The Gavel Pit (1913)Ainda em 1914, Paul Klee comeou a pintar seus primeiros trabalhos abstratos compostos de retngulos e crculos coloridos. Entre eles: В стиле Кайруана (1914) Красный и белый купола (1914)
В «Стиле Кайруана» (1914)Em 1916, durante a Primeira Guerra Mundial, Klee foi convocado para o exrcito alemo, mas serviu em um posto burocrtico e que lhe Permitiu manter-se ativo e preencheras paredes das galerias.
Em 1921, Paul Klee alcanou xito comercial e prestgio para se tornar mestre da Bauhaus, a escola de arte e arquitetura alem, como um concituado pintor de vanguarda.Lecionou na Oficina de Tipografia, em seguida, assumiu a direo da Oficina de Vidro.
Em 1922 pintou Senecio, uma de suas obras mais famosas, onde o rosto humano wave esquematizado, dividido por retngulos pelo uso da cor.
Senecio (1922)Nela aparecem vrios quadrados contidos em um crculo submitando uma mscara mostrando uma face multicolorida.
Em 1924, juntou-se ao grupo Die Blaue Vier, ao lado de Kandinskky, Feininger e Jawlensky, quando o «экспрессионизм» alcanou seu apogeu.
Alm do enorme reconhecimento de sua arte na Europa, em 1924, seu trabalho foi levado para Nova Iorque. Пауль Клее внимателен к абстракциям, творчеству, экспрессионизму и сюрреализму. dessa poca a obra Peixe Mgico:
Peixe Mgico (1925)Ao longo de sua vida, seus gatos foram bastante Representados em suas pinturas, entre eles, destaca-se Gato e Pssaro (1928).
Gato e Pssaro (1928)Em 1930, a Bauhaus foi fechada. Nesse mesmo ano, foi convidado para lecionar na Academia de Dsseldorf.So desse perodo, Olho Vermelho e Busto de Uma Criana.
Olho VermelhoEm 1933, восхождение на нацизм, новый директор академии и Klee demitido, pois a arte expressionista, juntamente com outras vanguardas, foi Thinkrada degenerada.
Percebendo que no tinha futuro na Alemanha nazista, Paul Klee deixou o pas em dezembro de 1933, Indo morar na Sua. Nessa poca, sua obra adquiriu um tom dramtico.
Em 1935 foi Diagnosticado com uma doena degenerativa, o que teve grande influncia em suas ltimas obras, quando expressou o sofrimento e a angstia da morte.
So dessa poca as obras: Morte e Fogo, Exploso de Medoe Cemitrio.
Morte e Fogo (1940)Paul Klee estava pintando o seu gato Favorito quando faleceu, deixando a obra inacabada, intitulada A Montanha do Gato Sagrado.
A Montanha do Gato Sagrado (1940)Paul Klee pintou cerca de nove mil obras, a maioria em tamanho pequeno. Grande parte delas se encontra no Museu de Belas Artes em Berna.
Paul Klee faleceu em Muralto, Sua, no dia 29 de junho de 1940.
Se V Quer explorar mais a fundo o universo das artes, Experimente tambm ler o artigoDesvende as biografias dos 10 основных художников, делающих сюрреализм.
Пауль Клее Кимдир? — Güncel Paul Klee Haberleri
Paul Klee (18 Aralık 1879 — 29 Haziran 1940), Alman kökenli İsviçreli ressam. İlk olarak oryantalizmi öğrenen Klee, kendisine özgü tarzı ile dışavurumculuk, kübizm, gerçeküstücülük gibi pek çok akımda etkili oldu.Sanatçı renk tehiborisi hakkazında yçıdürdiok f.Çalışmaları ressamın çocuksu perspektifini, mizah anlayışını, kişisel hislerini, inançlarını ve müzikselliğini yansıttı. Klee ve Rus ressam arkadaşı Василий Кандинский, Bauhaus okulunda eğitmenlik yapmalarıyla da ünlendiler.Hayatı
Gençlik günleri ve eğitimi
Klee, İsviçre’de Bern yakınlarındaki Münchenbuchsee’de dünyaya geldi. Babası Hans Klee müzik öğretmeniydi. Аннеси Ида Фрик ise şarkıcılık eğitimi almıştı. Ressam, çiftin iki çocuğundan küçük olanıydı.
Ressam, küçük yaşlarda hem resimle hem de müzikle uğraşmaya başladı. Еди yaşındayken keman çalmaya başladı. Sekiz yaşında ise büyük annesi ona boya kalemleri hediye etti. Klee’nin hem müziğe hem de resme eşit derecede yetenekliydi. Küçüklüğünde ailesinin de yönlendirmesi ile müzisyen olmaya odaklansa da ergenlik döneminde görsel sanatlar ile ilgilenmeye karar verdi. Bunun бир себеби ailesine başkaldırması olsa da esas neden modern müziğin kendisine бир şey ifade etmediğini fark etmesiydi.Klee, konuyla ilgili «Müzikal başarılarla dolu tarihi yok sayarak müziğe yaratıcı ve detaylı bir şekilde girmek için bir sebep bulamadım». dedi.Bir müzisyen olarak on sekizinci ve on dokuzuncu yüzyılın geleneksel çalışmalarıyla kendini kısıtlayan Klee, bir ressam olarak ise radikal fikirler ve stiller üretti ve denedi.
1897 yılında günlük tutmaya başladı. Рессам, 1918 yılına kadar günlüğüne yazmaya devam etti. Бу günlükler daha sonraki yıllarda ressamın hayatı ве düşünceleri hakkında izleyenlerine bilgi verdi.Eğitim hayatı boyunca okul kitaplarına karikatürler çizdi. Bern’de okuduğu lisenin bitirme sınavlarını zor bir şekilde geçen Klee, «beşeri bilimler» dalından mezun oldu. Klee, mezuniyetinde yaşadığı zorluklarla ilgili «Yine de tamı tamına minimumu gerçekleştirmek zordur ve bazıiskler içerir». diye yazdı. Klee, müzik ve sanata büyük bir ilgi duyup, zamanının büyük çounluunu bu konulara harcasa da aynı zamanda iyi bir edebiyat okuyucusuydu. Daha sonraları ise sanat tarihi ve estetik ile ilgili iyi bir yazar oldu.
Ailesinin gönülsüz bir şekilde verdiği izinle 1898 yılında Münih Güzel Sanatlar Akademisi’nde Heinrich Knirr ve Franz von Stuck ile birlikte okumaya başladı. Çizim konusunda çok başarılı olmasına rağmen renk duyarlılığı konusunda eksikleri vardı. Бу конуя даха сонра değinen Klee «Üçüncü kışımda resim yapmayı asla öğrenemeyeceğimi fark ettim» деди. Akademi’de okuduğu bu gençlik günlerinde, Klee, zamanını barlarda geçirdi ve alt sınıf kadınlar ve ressam modelleri ile ilişkiler yaşadı.1900 yılında, gayrımeşru bir çocuk sahibi oldu. Бу çocuk, doğumundan birkaç hafta sonra vefat etti.
1901 yılında, Klee, kendisine yön veren ilkelerini şöyle yazdı: «Ее şeyden önce, yaşama sanatı; daha sonra perfect sanatım olarak şiir ve felsefe ve benim gerçek sanatım olanduum sonra Güzel Sanatlar’dan mezun olduktan sonra Klee, arkadaşı Herman Haller ile İtalya’ya gitti. Roma, Floransa ve Napoli’de kaldılar. Geçmiş yüzyılların usta ressamlarının çalışmalarını incelediler.İtalya günleriyle ilgili: «Forum ve Vatikan benimle konuştu. Hümanizm beni boğmak istedi.» dedi.İtalya’nın renklerinden etkilenmesine rağmen, üzülerek «Rengin bu alanında benim için uzun bir mücadele var» dedi. Klee için renk sanatta iyimserliği ве asilliği temsil ediyordu. Ressam, siyah-beyaz grotesk figürleri ve satirleri ile karamsar doğayı ifade etmeyi umuyordu. Bern’e döndükten sonra ailesiyle uzun yıllar yaşadı ve fırsat buldukça sanat kurslarına katıldı. 1905 yılında, isli cam levhaya toplu iğne çizim yapmak gibi bazı deneysel teknikler geliştirdi.Bu teknikle içlerinde Babamın Portresi (1906) de olan elli yedi çalışma yaptı. Ayrıca, Inventionen ismini verdiği on bir tane çinko tabak gravür yaptı. Grotesk yaratıklar çizdiği bu tabaklar sergilediği ilk eserleri oldu. [10] Bu eserlerle ilgili «Gravürlerimden çok memnun olmama rağmen bu şekilde devam edemezdim. Бен бир узман değildim». yorumunu yaptı. [14] Klee, o dönemde hala müziğe zaman ayırıyor, bir orkestrada keman çalıyor ve konser / tiyatro yorumları yazıyordu.
Evliliği ve erken dönem çalışmaları
1906 yılında Bavyeralı piyanist Lily Stumpf ile evlendi ve aynı yıl içerisinde Felix Paul ismini verdikleri birdu oğulları ol.Ift, Münih’in bir banliyösünde yaşadı. Stumpf piyano dersleri verip çeşitli gösterilere katılırken Klee de evde kalıp sanat çalışmalarına devam etti. О günlerde sanatçının dergi ressamı olma çabaları başarısızlıkla sonuçlandı. Klee’nin sanat çalışmaları hem ev işlerine ayırdığı zaman hem de sanatına yeni bir yön bulmaya çalışması sebebiyle evliliğinin ilk beş senesinde yavaşladı. 1910 yılında, Bern’de ilk kişisel sergisi açıldı. Бу серги Даха сонра üç İsviçre kentini де зиярет этти. Бир sonraki сен Voltaire’in Candide isimli romanı için kitap çizimleri yaptı.Bu yıl içerisinde Василий Кандинский, Франц Марк ве дигер авангарт sanatçılarla tanıştı ве Mavi Süvari (Der Blaue Reiter) grubuna girdi.
Kandinsky’le tanışması ile ilgili Klee, «Görür görmez ona karşı büyük bir güven duydum. İstisnai güzellikte ve berraklıkta zekaya sahip bir adamdı». Деди. Бу ortaklık, Klee’nin aklına renkle ilgili modern teoriler getirdi. 1912 yılında Paris ziyareti ile Kübizm’e ilgi duymaya başladı ve soyut sanatın erken dönem tanımlarından olan «saf resim» ‘in öncüsü oldu.Роберт Делоне ве Морис де Vlaminck’in koyu renk kullanımları ressama ilham kaynağı oldu. Bu ressamları taklit etmek yerine Klee, kendi renk deneylerini yapmaya başladı. Kısıtlı bir şekilde üst üste binen renk blokları kullanarak Taş Ocakları (1913) gibi basit manzara tabloları yaptı. Klee, «узак асил хедефине» ulaşabilmek için «rengin бу alanıyla uzun bir süre mücadele etmesi» gerektiğini kabul etti. Даха сонра исэ «Ренк ile çizimi birbirine bağlayan bir tarz» olduğunu keşfetti.
Klee’nin sanatının kırılış noktası, August Macke ve Louis Moilliet ile birlikte Tunus’u ziyaret etmesi ile gerçekleşti.Рессам, oradaki ışığın kalitesinden çok etkilendi. Bu konuyla ilgili şöyle yazdı: «Renk beni sahiplendi. Onu kovalamayı bıraktığım anda biliyordum ki beni sonsuza kadar kavrayacaktı. Renk ve ben biriz. Ben bir ressamım. Klee, soyutlamadaki klas romantizmi aramaya başladı. Клее, бу aşamadan sonra teknik başarısına renk kullanımındaki başarısına da ekleyerek, бу ikisini birleştirdiği «Dramatik Tablolar» ismini verdiği bir seri yaptı.Bu yeni sentezin en önemli örneklerinden biri Bavyeralı Don Giovanni’dir. (1919).
Eve döndükten sonra, Klee, ilk soyutu olan Stil v. Kairouan’ı yaptı. Bu tablo renkli çember ve dikdörtgenlerden oluşan bir kompozisyondu. Renkli dikdörtgen, Klee’nin temel yapı taşı oldu. Bazı uzmanlar ressamın bir renk armonisi oluşturabilmek için farklı renklerden blokları bir arada kullandıını iddia etti. Seçtiği belirli renk paletleri müzikal bir anahtara benziyordu. Bazen tamamlayıcı renkler kullanan Klee, kimi zaman da müzikal bağlantıyı yansıtabilmek için uyumsuz renkleri seçiyordu.
Ressamın eve dönmesinden birkaç hafta sonra Birinci Dünya Savaşı başladı. İlk başlarda, Klee, bu konuyla hiç ilgilenmedi. Günlüğüne alaylı bir şekilde «Bu savaşı uzun zamandır içimde hissediyorum. İşte bu yüzden, manen, bu konu beni hiç ilgilendirmiyor». diye yazdı. Kısa bir süre sonra ise etkilenmeye başladı. Arkadaşları Macke ве Marc çatışmalarda öldüler. Üzüntüsünü gösteren, savaş temalı pek çok litografı kalemle ve mürekkeple yaptı. Бу ширада соют çalışmalarına да девам эдиорду.1916’da Alman savaş kuvvetlerine katıldı, fakat babasının uğraşları ile Klee ön saflarda savaşmak yerine uçaklara kamuflaj çizen bir memur olarak çalıştı. Savaş boyunca resim yapmaya devam etti ve bazı sergiler açmaya çalıştı. 1917’de bazı sanat eleştirmenlerince yeni Alman ressamların en iyisi olduğu iddia edildi. О günlerde Klee’nin eserleri iyi fiyatlarla satılmaya başlandı.
Sonraki kariyeri
1919 yılında, Klee, Дюссельдорф Sanat Akademisi’nde ders vermek için başvurdu.Bu başvurusu reddedildi fakat aynı günlerde sanat tüccarı Ганс Гольц üç senelik bir anlaşma imzaladı. Goltz, sanat arenasında önemli bir yeri olan galerisinde Klee’nin eserlerini sergiledi ve reklamını yaptı. 1920 yılında, 300’den fazla eserinin sergilendiği bir retrospektif düzenlendi.
Bu dönemde, Klee, Bauhaus’da dersler vermeye başladı. 1922 ‘де Кандинский de aralarına katıldı ve Klee ile Kandinsky’nin dostluğu Bauhaus’ta gelişti. Aynı yılın sonunda ilk Bauhaus sergisi ve festivali düzenlendi.Bu etkinlikler için Klee Pek çok reklam malzemesi üretti. Bauhaus’ta çalıştığı dönemde Klee Pek çok teori ve fikir geliştirdi.
Klee, aynı zamanda, Kandinsky, Feininger, and Jawlensky ile beraber Mavi Süvari isimli sanat grubuna üyeydi. Bu grup 1923 yılında kuruldu ve 1925 yılında Amerika Birleşik Devletleri’nde ders verdiler ve sergi açtılar. Aynı sene, Klee’nin Paris’teki ilk sergisi açıldı ve Fransız gerçeküstücüler ile iletişime geçti. Ressam 1928 yılında ziyaret ettiği Mısır’dan Tunus’a oranla daha az etkilendi.1929 yılında, Will Grohmann tarafından yazılan sanatçı hakkındaki ilk monografi yayınlandı
Nazi hareketi 1933 yılında yarattıkları «dejenere sanat» sebebiyle Bauhaus’u kapçığını. Diğer ülkelerde yaşayan göçmenler Bauhaus’u başka ülkelerde devam ettirmeye çalıştılar. Örnein ikago’da «Yeni Bauhaus» açıldı. Klee, 1931 и 1933 e kadar Düsseldorf Akademisi’nde ders vermeye devam edebildi. Bir Nazi gazetesi hakkında «Bir Bauhaus eğitmeni olarak ünlenen Klee herkese safkan bir Arap olduğunu söylüyormuş.Oysa kendisi Galicialı биром Yahudi’den BAŠKA бир şey değildir.»Diye yazdı.Evi Nazilerce aranan Клея, işinden kovuldu. 1933-1934 yıllarında, Klee’nin Лондра ве Paris’te sergiler düzenledi в büyük hayranlık duyduğu Пикассо Ile tanıştı. Кли ailesi 1933 yılının sonlarında İsviçre’ye göç etti.
1930’ların ilk yarısında Klee yaratıcı kariyerinin doruundaydı. Ad Parnassum (Parnas’a Doru) (1932) isimli tabloestemakilıdunşı çizdi.Aynı sene, ölümünden sonra sklerodermi olduğu anlaşılan hastalığının belirtileri görünmeye başladı. Ağır hastalığının etkileri sanatını da etkiledi. 1936 yılında sadece 25 tablo yapabildi. 1930’ların sonunda sağlığı tekrar yerine gelince, Kandinsky ve Picasso’yu ziyaret etti. 1939 yılında 1200’den fazla tablo yaptı. Бу dönemde çounlukla ağır çizgiler ve daha geniş renk bloklarına sahip geometrik formlar kullandı. Renk paleti ise parlak renklerden mat renklere değişiklik gösteriyordu. Bu değişikliğin sebebi büyük ihtimalle iyimserlik ile kötümserlik arasında gidip gelen ruh halini yansıtıyordu.[41] 1937’de Almanya’ya dönen ressamın на yedi tablosu Naziler’in düzenlediği «Dejenere Sanat» sergisinde gösterildi ve 102 eseri Naziler tarafından yok edildi.
1940 yılında İsviçre’de Muralto’da vefat etti. Сын yapıtı 1940 yılının Mayıs ayında, Mozart’ın Requiem’ine bir gönderme olarak yaptığı Paukenspieler (Orkestra Davulcusu) adlı resimdir. Бу ülkede doğmuş olmasına rağmen İsviçre vatandaşlığını almayı başaramamıştı.